суббота, 30 апреля 2016 г.

Культура речи врача

Искусство, талант общения требуют определенного уровня культуры, известного усилия, навыка со стороны Человека говорящего. Культура общения включает в себя также духовно-нравственную вос­питанность человека, индивидуальный стиль и манеру поведения, в особенности, культуру его речи, устной и письменной.
Если ситуация прямого общения, так называемой «языковой игры» (Л. Витгенштейн) не осложнена никакими привходящими обстоятельствами (открытой конкуренции, даже вражды), то ее участникам прежде и чаще всего необходимо стремиться ко взаимопониманию. Это умение чувство­вать состояние другого человека, понимать мотивы его намерений и поступков, правильно истолковывать внутренний подтекст высказываний. От верности взаимопонимания между людьми за­висит характер тех отношений, которые между ними складываются: доверие или на­стороженность, симпатия или антипатия, сочувствие или осуждение. Умение стать на точку зрения собеседника психологи называют эмпатией (вчувствованием в другого).
Первый контакт между врачом и пациентом — особо важное событие по ходу врачевания, где бы он ни происходил. Главная ответственность за успех знакомства двух соратников в борьбе против недуга ложится на врача. Именно врач должен обеспечить духовное взаимопонимание, создать атмосферу доверия, уча­стия, сотрудничества
Общение — это, прежде всего, беседа. Слово отражает не только образовательные уровни говорящего и слушающего. Врач может говорить в общем понятно, но с трудно воспринимаемой дикцией, непра­вильными ударениями, вульгарным тоном, ошибочной интонацией. В итоге нередко оказывает­ся, что он плохо понят пациентом, а то и просто неуслышан. Слово позволяет не только сообщить информацию, но и оттенить ее эмоциональный заряд. Содержание речи чрезвычайно важно для пациента. Сообщая диагноз, надо гово­рить понятным языком и помнить, что некоторые привычные медику термины в обы­денном мире воспринимаются как странные, малопонятные. а то и зловещие, страшные. Врач должен уметь «перево­дить» медицинские понятия на доступный, разговорный язык. Один из советов опыт­ных врачей гласит: излагаю диагноз больному или его родственникам, избегай устрашающих формулировок. Пациент имеет право знать прав­ду, но долг врача смягчить ее милосердием. Мужество и воля к жизни — ценнейшие ка­чества в борьбе с болезнью, и врач должен всемерно воспитывать и укреплять их у сво­их пациентов. Великий хирург Н.И. Пирогов учил: «Вести себя у постели больного так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление».
В связи с утверждением в современной. в том числе отечественной медицине принципа информированного согласия пациента на то или иное врачебное вмешательство, у врачей актуализируется задача в каждом индивидуальном случае правильно соотнести размеры врачебной тайны и открытой для больного информации.
Медику особенно необходимо следить не только за тем, что он говорит, но и как говорит. В произношении слов большое значение имеет интонация, с помощью которой передаются тончайшие нюансы наших мыслей и чувств. Интонация может выдать самые сокровенные намерения, она способна не только выявлять, но и изменять значе­ния слов. Врач, говорящий монотонно, занудно, бессвязно и непонятно, нередко теряет уважение больных, встречает трудности в реализации тех или иных методов лечения. Звуковая речь, то взволнованная и напряженная, то спокойная и мелодичная, свиде­тельствует об эстетическом освоении языка и является важнейшей психотерапевтиче­ской ценностью. В зависимости от интонации одно и то же слово может быть обидным или ласко­вым, подбадривающим или уничтожающим. Миссия врача значительно усложняется тем, что ему постоянно надо находить такие интонации, которые согласовывались бы с текстом, мимикой лица, выражением глаз, жестами и т.д. «Когда беседует врач Ю.,- за­метил больной X., — то невольно возникает убеждение, что все его внимание сконцен­трировано на бархатистости его звучания, в тональности которого на расстоянии чувствуется барственность, снисходительность». Это размышление говорит о том, что многие пациенты — чуткие практические психологи.
Тактически правильно для доктора и вообще медицинского персонала проявлять презумпцию уважения и доверия к каждому пациенту, надеясь на его здравый смысл, природную смекалку, обостренные критической ситуаций заболевания. Разумеется, в процессе лечебного общения то и дело приходится корректировать тактику общения в связи с индивидуальными особенностями пациентов и их близких, участвующих в лечении.
Среди наиболее распространенных недостатков устной речи профессионала, в особенности медика, можно назвать следующие.
Слишком замедленная или очень быстрая речь. Мысли говорящего собеседник не успевает воспринять или понимает с трудом. Скорость речи определяется многими фактора­ми, например, темпераментом, психическим состоянием, индивидуальными привычками. Сказываются на скорости речи и национальные особенности. Для лучшего восприятия информации бе­седующие должны иметь близкие показатели скорости речи и, соответственно, мышления. В противном случае информация может представляться в неполной или искаженной форме. Повы­шенная скорость беседы воспринимается больным как торопливость, пренебрежительность к собеседнику и расценивается негативно. Более того, за поспешностью врач и тем более пациент может терять контроль за сутью инфор­мации. Недоразумения возникают и при аритмичной речи врача.
Несбалансированная громкость, сила голоса. Неумеренно громкий или тихий голос врача может раздражать и больных, и коллег. Когда он говорит тихо, больной сначала усиленно напрягает слух, внимание, чтобы услышать то, что ему говорят, о чем спрашивают. Если это ему не удается, он нервничает, злится. Врач также испытывает моральные и профессиональные перегрузки, когда его собеседник говорит тихо, он не­вольно становится «глухим» подчас к очень важной информации. В результате эта «глу­хота может привести к серьезному конфликту.
Вялая, небрежная речь; неправильные ударения, манера «глотать» начало, конец или середину слова; чрезмерное употребление бытового, профессионального жаргона и иностран­ных слов — все эти и т.п. болезни русского литературного языка особенно сильно травмируют процесс врачебного общения.
Многословие отдельных врачей и больных, насыщение своей речи несущест­венными деталями, загромождение словами-сорняками. В итоге мучительного извлече­ния сути из суесловия утрачивается логичность, точность, стройность рассказа. Врачу при этом нужно проявить терпение и мудрость. Беседу следует направить в нужное русло. Если ответы на вопросы врача неточны, непонятны, нужно терпеливо, с извинениями, просить повторить, пояснить тот или иной момент анамнеза.
Врачу не следует допускать колкостей, упреков по адресу пациентов; горячиться из-за скороговор­ки больного или излишне замедленной речи; а также если больной повторяется, путает­ся, перескакивает с одного на другое. Откровенное невнимание, рассеянность врача мо­гут вызвать взрыв гнева и неприязни у его собеседников. Врач должен получить ответы на все интересую­щие его вопросы, но при этом следует быть деликатным, считаться с психикой больного, его реакцией на окружающее, уровнем его развития. Авторитет врача и корпорации медиков в целом вырастает не только из-за высокой профессиональной техники, но, и что чрезвычайно важно для пациентов, благодаря человечности, чуткости, тонкости, культуре общения в медицине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий