Искусство, талант общения требуют
определенного уровня культуры, известного усилия, навыка со стороны Человека
говорящего. Культура общения включает в себя также духовно-нравственную воспитанность
человека, индивидуальный стиль и манеру поведения, в особенности, культуру его
речи, устной и письменной.
Если ситуация прямого общения, так
называемой «языковой игры» (Л. Витгенштейн) не осложнена никакими привходящими
обстоятельствами (открытой конкуренции, даже вражды), то ее участникам прежде и
чаще всего необходимо стремиться ко взаимопониманию. Это умение чувствовать
состояние другого человека, понимать мотивы его намерений и поступков,
правильно истолковывать внутренний подтекст высказываний. От верности
взаимопонимания между людьми зависит характер тех отношений, которые между
ними складываются: доверие или настороженность, симпатия или антипатия,
сочувствие или осуждение. Умение стать на точку зрения собеседника психологи
называют эмпатией (вчувствованием в другого).
Первый контакт между врачом и пациентом —
особо важное событие по ходу врачевания, где бы он ни происходил. Главная
ответственность за успех знакомства двух соратников в борьбе против недуга
ложится на врача. Именно врач должен обеспечить духовное взаимопонимание, создать
атмосферу доверия, участия, сотрудничества
Общение — это, прежде всего, беседа. Слово
отражает не только образовательные уровни говорящего и слушающего. Врач может
говорить в общем понятно, но с трудно воспринимаемой дикцией, неправильными
ударениями, вульгарным тоном, ошибочной интонацией. В итоге нередко оказывается,
что он плохо понят пациентом, а то и просто неуслышан. Слово позволяет не
только сообщить информацию, но и оттенить ее эмоциональный заряд. Содержание
речи чрезвычайно важно для пациента. Сообщая диагноз, надо говорить понятным
языком и помнить, что некоторые привычные медику термины в обыденном мире
воспринимаются как странные, малопонятные. а то и зловещие, страшные. Врач
должен уметь «переводить» медицинские понятия на доступный, разговорный язык.
Один из советов опытных врачей гласит: излагаю диагноз больному или его
родственникам, избегай устрашающих формулировок. Пациент имеет право знать правду,
но долг врача смягчить ее милосердием. Мужество и воля к жизни — ценнейшие качества
в борьбе с болезнью, и врач должен всемерно воспитывать и укреплять их у своих
пациентов. Великий хирург Н.И. Пирогов учил: «Вести себя у постели больного
так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление».
В связи с утверждением в современной. в
том числе отечественной медицине принципа информированного согласия пациента на
то или иное врачебное вмешательство, у врачей актуализируется задача в каждом
индивидуальном случае правильно соотнести размеры врачебной тайны и открытой для
больного информации.
Медику особенно необходимо следить не
только за тем, что он говорит, но и как говорит. В произношении слов большое
значение имеет интонация, с помощью которой передаются тончайшие нюансы наших
мыслей и чувств. Интонация может выдать самые сокровенные намерения, она
способна не только выявлять, но и изменять значения слов. Врач, говорящий
монотонно, занудно, бессвязно и непонятно, нередко теряет уважение больных,
встречает трудности в реализации тех или иных методов лечения. Звуковая речь,
то взволнованная и напряженная, то спокойная и мелодичная, свидетельствует об
эстетическом освоении языка и является важнейшей психотерапевтической
ценностью. В зависимости от интонации одно и то же слово может быть обидным или
ласковым, подбадривающим или уничтожающим. Миссия врача значительно
усложняется тем, что ему постоянно надо находить такие интонации, которые
согласовывались бы с текстом, мимикой лица, выражением глаз, жестами и т.д.
«Когда беседует врач Ю.,- заметил больной X., — то невольно возникает
убеждение, что все его внимание сконцентрировано на бархатистости его
звучания, в тональности которого на расстоянии чувствуется барственность,
снисходительность». Это размышление говорит о том, что многие пациенты — чуткие
практические психологи.
Тактически правильно для доктора и вообще
медицинского персонала проявлять презумпцию уважения и доверия к каждому
пациенту, надеясь на его здравый смысл, природную смекалку, обостренные
критической ситуаций заболевания. Разумеется, в процессе лечебного общения то и
дело приходится корректировать тактику общения в связи с индивидуальными
особенностями пациентов и их близких, участвующих в лечении.
Среди наиболее распространенных
недостатков устной речи профессионала, в особенности медика, можно назвать
следующие.
Слишком замедленная или очень быстрая
речь. Мысли говорящего собеседник не успевает воспринять или понимает с трудом.
Скорость речи определяется многими факторами, например, темпераментом,
психическим состоянием, индивидуальными привычками. Сказываются на скорости
речи и национальные особенности. Для лучшего восприятия информации беседующие
должны иметь близкие показатели скорости речи и, соответственно, мышления. В
противном случае информация может представляться в неполной или искаженной форме.
Повышенная скорость беседы воспринимается больным как торопливость,
пренебрежительность к собеседнику и расценивается негативно. Более того, за
поспешностью врач и тем более пациент может терять контроль за сутью информации.
Недоразумения возникают и при аритмичной речи врача.
Несбалансированная громкость, сила голоса.
Неумеренно громкий или тихий голос врача может раздражать и больных, и коллег.
Когда он говорит тихо, больной сначала усиленно напрягает слух, внимание, чтобы
услышать то, что ему говорят, о чем спрашивают. Если это ему не удается, он
нервничает, злится. Врач также испытывает моральные и профессиональные
перегрузки, когда его собеседник говорит тихо, он невольно становится «глухим»
подчас к очень важной информации. В результате эта «глухота может привести к
серьезному конфликту.
Вялая, небрежная речь; неправильные
ударения, манера «глотать» начало, конец или середину слова; чрезмерное
употребление бытового, профессионального жаргона и иностранных слов — все эти
и т.п. болезни русского литературного языка особенно сильно травмируют процесс
врачебного общения.
Многословие отдельных врачей и больных,
насыщение своей речи несущественными деталями, загромождение
словами-сорняками. В итоге мучительного извлечения сути из суесловия утрачивается
логичность, точность, стройность рассказа. Врачу при этом нужно проявить
терпение и мудрость. Беседу следует направить в нужное русло. Если ответы на
вопросы врача неточны, непонятны, нужно терпеливо, с извинениями, просить
повторить, пояснить тот или иной момент анамнеза.
Врачу не следует допускать колкостей,
упреков по адресу пациентов; горячиться из-за скороговорки больного или
излишне замедленной речи; а также если больной повторяется, путается,
перескакивает с одного на другое. Откровенное невнимание, рассеянность врача могут
вызвать взрыв гнева и неприязни у его собеседников. Врач должен получить ответы
на все интересующие его вопросы, но при этом следует быть деликатным,
считаться с психикой больного, его реакцией на окружающее, уровнем его развития.
Авторитет врача и корпорации медиков в целом вырастает не только из-за высокой
профессиональной техники, но, и что чрезвычайно важно для пациентов, благодаря
человечности, чуткости, тонкости, культуре общения в медицине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий