Эргономика в стоматологии. Работа «в четыре руки».

Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда. задача эргономики, с одной стороны, - сделать труд высокопроизводительным и эффективным, с другой – обеспечить человеку удобство работы, сохранение его сил, здоровья и работоспособности.
Основные задачи эргономики в стоматологии:
1.                 Обеспечение максимального удобства работы врача и другого медицинского персонала.
Это положение предусматривает использование удобного и эффективного эргономического оборудования, инструментария, спецодежды. Например, для эффективной, безопасной и удобной работы ручные инструменты должны быть сбалансированы. У правильно сбалансированного инструмента рабочая часть находится в пределах 2 мм от продолжения центральной продольной оси инструмента. Другим важным фактором удобства работы с ручным инструментом является толщина его ручки. Таким образом, несоблюдение этих правил может привести к довольно распространённому у стоматологов карпальному синдрому, который обусловлен сдавлением срединного запястного нерва между неупругой запястной связкой и сухожилиями мышц предплечья.
2.                 Обеспечение персоналу комфорта в лечебном кабинете и вспомогательных помещениях.
Эта задача предусматривает создание комфортного воздушного климата, оптимального освещения, борьбу с шумом и вибрацией. Сюда же относится и соответствующее оформление интерьера кабинета.
3.                 Снижение психологической и эмоциональной нагрузки на врача и вспомогательный персонал.
В первую очередь для решения этой задачи необходимо правильное построение взаимоотношений «врач-пациент». Для этого нужно обучать врачей правилам межличностного общения, рациональным психологическим приемам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций не только между пациентами и персоналом, но и между сотрудниками, обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу медицинского оборудования.
4.                 Профессиональный отбор врачей и вспомогательного персонала.
Эта задача направлена на комплектование клиники специалистами с соответствующим уровнем профессиональной подготовки, навыками продажи стоматологических услуг. Критерии профессионального отбора персонала предусматривают также учет уровня физического и психологического здоровья. Кроме того в процессе работы требуется постоянное обучение врачей-стоматологов и вспомогательного персонала, совершенствование их теоретической и практической подготовки, обучение новым методикам и технологиям.
5.                 Рациональное устройство кабинета и размещение оборудования, снижение физической нагрузки врача.
Это положение предусматривает такую организацию рабочих мест врача-стоматолога и другого медицинского персонала, чтобы врач работал в правильной эргономичной позе, чтобы были сведены к минимуму лишние, нерациональные движения и манипуляции, чтобы отсутствовали непроизводительные перемещения персонала по кабинету.
В настоящее время считается, что требованиям эргономики наиболее соответствует работа врача-стоматолога-терапевта с ассистентом «в четыре руки» при горизонтальном положении пациента. Кроме экономии времени, такая организация работы дает врачу ряд технологических преимуществ. По мнению В.В.Садовского (1999), современный прием практически невозможно вести без ассистента, I так как требования к пульпощадящему препарированию (охлажде­ние водяным аэрозолем), работе слюноотсосом-пылесосом, требова­ния к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работа гуттаперчей и др. просто невозможно выполнить полноценно без помощника.
В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает 5 компонентов практики (Садовский В.В., 1999):
1.     Работа сидя.
2.     Помощь ассистентов.
3.Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка).
4.     Максимальное упрощение рабочих моментов приема.
5.     Профилактика инфекционных осложнений (Infection Control).
При организации работы по принципу «в четыре руки» (рис. 1.) пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20-25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5-10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне).
Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8 12 часов» на абстрактном циферблате (рис. 2.), перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким обра­зом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в колен­ных суставах под углом 90°, а туловище врача располагалось верти­кально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому голова пациента как бы воз лежит на коленях врача.
Рис.1. Компоновка оборудования при организации работы по принципу «в четыре руки».
Рис. 2. Эргономичное расположение врача при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999).
В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба.
Рис. 3. Эргономичное расположение ассистента при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999).
Ассистент располагается в позиции «2-5 часов» (рис. 3). Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10-12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор, который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища (рис. 4.).
Рис. 4. Эргономичное расположение ассистента на специальном стуле (Садовский В.В., 1999).
Рис. 5. Зона передачи инструментов при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999).
 Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами» (рис. 5.).
Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д. При несоблюдении этих требований эргономики врач затрудняет себе работу сидит в неудобной позе, что приводит к быстрому утомлению и развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Авторами книги «Стоматология «в 4 руки»» (1999г.) была приведена данная таблица.
Затраты рабочего времени стоматолога на некоторые манипуляции и движения во время приема пациентов.

Движения врача (в секундах) во время приема
Без ассистента
Прием с ассистентом   («в четыре руки»)
переход от кресла к умывальнику
5
5
процедура мытья рук
30
30
переход от умывальника к креслу
5
5
манипуляции с креслом (подъем и т.д.)
11
0
накрывание пациента салфеткой
4
0
настройка светильника
5
0
ожидание сплевывания пациента в плевательницу (в среднем за прием одного пациента)
180
0
проведение аппликационной анестезии
60
0
ожидание эффекта инъекционной анестезии
300
0
замешивание прокладочного материала и высушивание кариозной полости
30
0
замешивание и внесение пломбировочного материала
45
0
рекомендации, повторное назначение
60
8
ИТОГО:
12,25 мин
0,48 мин

По ее данным можно судить, что средняя экономия рабочего времени с ассистентом только на этих манипуляция достигает 11,8 мин. Как можно предположить, в течение месяца такие неоправданные расходы времени могут составить уже 11 чесов или 1,8 смены.

Таким образом, кроме экономии времени, современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как требования к пульпощадащему препарированию (охлаждение водяным аэрозолем), работе слюноотсосом-пылесосом, требования к инфекционному контролю, соблюдения технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работа гуттаперчей и др. просто невозможно выполнить полноценно без помощника.

Литература:
1.     Стоматология “в 4 руки”: под ред. Садовского В.В., рецензент: проф. Е.В. Боровский. – ОАО «Стоматология», 1999 г. – 113 с.: ил.
2.     Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие/ А.И.Николаев, Л.М.Цепов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 928 с.: ил.
3.     Терапевтическая стоматология: Учебник/ Е.В. Боровский, Ю.Д. Барышева, Ю.М. Максимововский и др.; Под ред. Проф. Е.В. Боровского. – М.: Медицина, 1988. – 560 с.: ил.
4.     Пропедевтическая стоматология: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 060201.65 «Стоматология»/ под ред. Э.А. Базикяна, О.О. Янушевича. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 640 с.: ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий