Традиции и инновации в медицинской культуре: взаимодействие народной, традиционной и современной медицины.

Великий мыслитель древнего мира Аристотель одним из первых специально выделил житейскую, практическую мудрость как наиболее адекватную форму знания о сложных, подвижных и уникальных ситуациях мира обыденного существования человека. Народную медицину можно кратко определить как врачевание на основе практической мудрости рядовых представителей социума, со всеми ее достоинствами, недостатками и ограничениями.
 Истоки народной медицины восходят к тем доисторическим временам, когда наш предок, руководствуясь полуживотными инстинктами, пытался облегчить свои болезненные состояния, прибегая к помощи природных средств. Древние люди, что подтверждается этнографическими исследованиями, превосходили нас в способности видеть мельчайшие детали и связи природы, улавливать их тонкие влияния на жизнь человека. В архаичной картине мира человек — естественная частица природы, с которой он связан неразрывно. Становится понятным, почему в народной медицине целебными свойствами обладает все, что окружает человека и с чем он взаимодействует: травы, цветы, коренья, плоды, молоко и кровь животных, минералы, смолы, глины и сама земля, и все стихии.
Вместе с тем, запас знаний у древнего человека был куда меньше современного, а мифологический способ мышления у наших предков опирался на совершенно иррациональные представления. Поэтому в относительно простых случаях телесной патологии наши далекие предки пытались справиться самостоятельно, а при тяжелых травмах или хронических заболеваниях прибегали к помощи так называемых шаманов. Колдуны и знахари сделали следующий шаг на долгом пути к профессиональной медицине. Кроме упорядоченной фитоаптеки, они в совершенстве владели искусством внушения, логотерапии. В шаманском сеансе участвовали все родственники больного; он проводился, как правило, в сумерках, под равномерный звук бубна или другого фиксирующего раздражителя; при мерцающем свете огня. Тем самым шаман подключал к борьбе с болезнью все защитные силы организма.
Однако средний возраст людей отдаленных эпох был на удивление короток, а заболеваемость поистине ужасающей. Об этом беспристрастно свидетельствуют как письменные источники (например, в 14 столетии от чумы умерло около 5 миллионов жителей Китая, а когда болезнь была перенесена в Европу — то каждый четвертый ее житель), так и анализ костных останков, раскопанных археологами. Отсутствие эффективной антисептики, анестезии, непонимание причин и патогогенеза большинства тяжелых заболеваний на протяжении сотен тысяч лет обрекали на страдания и гибель массы больных, которых современная медицина вполне в состоянии излечить полностью или же существенно продлить их жизнь при приемлемом смягчении болезнетворной симптоматики.
 Столетие за столетием, в миллионах проб и ошибок отбирались крупицы реальных знаний, действительных средств и способов лечения. Лечебная помощь раньше всего стала оказываться непосредственно внутри семейных и общинных коллективов при травмах, более или менее простых заболеваниях вроде простуды, а также родах, уходе за новорожденными. Позднее в русле народной традиции возникли некоторые специальные приемы лечения различных заболеваний с явно выраженными внешними признаками. Арсенал лекарственных средств, используемых в народной медицине, насчитывает около десяти тысяч видов — растительного, животного происхождения, а также минералов.
Наряду с народной медициной появилась и развивалась медицина профессиональная. В разных культурах эта последняя была представлена то жрецами, то представителями светской культуры. Врачи-профессионалы заимствовали и усовершенствовали многие рецепты народной медицины, одновременно значительно опережая ее возможности, особенно по части хирургии, да и терапии тяжелых недугов. На первых этапах своего развития деятельность врачей прямо зависела от общего строя культуры того или иного народа, находилась с тесной связи народными приемами врачевания, только систематизированными и доведенными до совершенства. В результате получились традиционные варианты медицины и здравоохранения. Скажем, медицина Востока с подразделением на индийскую, тибетскую, китайскую и прочие региональные варианты. Западная медицинская традиция включает в себя врачей-аллопатов и гомеопатов. Некоторые традиции врачевания пресеклись вместе с гибелью тех или иных цивилизаций и сейчас гипотетически реконструируются историками и археологами по данным косвенных источников (скажем, мы имеем представление о приемах врачей Древнего Египта или же Мезоамерики в период расцвета соответствующих древних культур).
В народной, как и традиционной медицине есть качественное своеобразие и свои достоинства, которых нет и не может быть в медицине научной, современной. Среди них — длившийся тысячелетия широчайший поиск целебных средств по всему полю реального мира; отсутствие каких-либо формальных ограничений по выбору средств и методов лечения; глубина истории, в которой совершался скрупулезный практический отбор рационального. Вместе с тем, обыденное сознание, сколь угодно умудренное вековым опытом,  включая специализированный, скользит по поверхности явлений; оно обречено заполнять мифами отсутствующие у него представления о сущности и действительных причинах телесных явлений и недугов. Так, причинами болезней шаманское сознание полагает злых духов, «порчу» путем «сглаза» и т.п. фантомы, по большей части не имеющие отношения к реальности. Магическая «диагностика» в соответствие с общей логикой мифа склонна у всех болезней видеть конкретного виновника, очеловечивая тем самым совершенно безличные, стихийные процессы природы.
По сравнению с народной, научная медицина довольно молода, насчитывает в разных регионах Земли два-три столетия. Все ее действия находятся под постоянным контролем общественности и управленческих структур. Это в некоторых случаях заметно сужает свободу поиска и эксперимента, однако снижает риск фатальных ошибок. По этим причинам представителями, особенно руководителями лечебных учреждений современного типа отметаются практически все средства и способы лечения, которые кажутся странными ученым, противоречат современному научному рассудку. Синтезированные лекарственные средства, даже при тщательных клинических испытаниях, не проявляют всех своих побочных эффектов, отрицательных и положительных. Таковые обнаруживаются иногда через десятилетия массового применения. Зато у народных медикаментов, особенно фитопрепаратов еще больше неучтенных последствий. К тому же, они помогают только в относительно простых случаях и оказываются бессильными перед лицом сколько-нибудь тяжелой патологии, инфекции, стресса. Справиться в серьезных случаях заболеваемости дает возможность только научная медицина.
Современная медицина все более превращается в мощную, всесторонне оснащенную ремонтную базу человеческих тел. По лечению многих болезней существуют хорошо отработанные технологии, гарантирующие успех с высокой долей вероятности. Однако за этот прогресс во врачевании пока приходится платить такую цену, как обезличенность, конвейерный характер лечения. Это приводит к тому, что классическое требование медицины — лечить не болезнь, а больного во всей его уникальной индивидуальности — на практике осуществляется далеко не всегда. Ко всему прочему, современные технологии и тактики лечения стоят все дороже и доступны далеко не всем слоям общества в одинаковой степени.
Народная медицина, напротив, держится на строгом, хотя бы по форме общения, индивидуальном подходе; она общедоступна по своему определению. В обращении к интегральной личности пациента — сильная сторона знахарей всякого рода. Однако реальные причины большинства заболеваний остаются для знахаря недоступны. Дипломированный врач знает свои возможности, прикидывает шансы излечения, выживания своих пациентов. Народный целитель же никогда не произнесет фатального диагноза. Он будет сулить исцеление в любых, самых безнадежных ситуациях, вплоть до смерти обратившегося к нему больного. Например, в онкологической практике после официальных докторов приговоренными ими пациентами занимаются разного рода народные целители, большинство из которых — явные шарлатаны, спекулирующие на человеческих страданиях и необоснованных надеждах.
В большинстве цивилизованных стран врачевание без соответствующего диплома запрещено государством и в принципе должно преследоваться по закону. Правда, как всякий спонтанный, стихийный процесс, народную медицину невозможно ни запретить, ни искусственно стимулировать в развитии. Практика жизни отводит ей свою культурную нишу, в которой та и существует и даже преуспевает. Разного рода народные и псевдонародные целители успешно практикуют там, где слаба или дорога сеть официальных лечебных учреждений; к ним обращаются со сравнительно легкими  или, напротив, страшными диагнозами; от ужаса перед потерей родных людей или по причине дремучего невежества, общего бескультурья.. Правда, официальная медицина может изучать накопленный опыт народного врачевания (приемы, средства),  извлекая рациональные зерна из прошлого опыта, или критически оценивать вновь появляющиеся находки современных самородков-врачевателей. Одна из профилактических функций научной медицины — санитарно-гигиеническое просвещение широких масс населения, включая сюда разоблачение наиболее массовидных и опасных практик шарлатанского врачевания, медицинского оккультизма.
В народной медицине условно можно выделить три компонента.
Первый — обширный набор лечебных средств самой разной природы, проверенных тысячелетней практикой. Многие их них, после исследования современной медициной, рекомендованы к применению. Это дееспособное ядро народной медицины, фундамент, на котором она существует и будет существовать еще достаточно долго.
Второй компонент — средства и приемы врачевания, в основе действенности которых лежит плацебо, и шире, психотерапевтический эффект. Эта часть функциональна и способствует популярности целителей, ибо пользы здесь может быть больше, чем вреда.
Наконец, третий компонент народной медицины — приметы, обычаи, традиции, прилагаемые к лечению, сопутствующие ему. Они больше всего подвержены старению, утрате содержания и лишь немногие из них сохранили хоть какой-либо смысл и психотерапевтическое содержание. В этой последней части больше всего заблуждений и ошибок, опасных для жизни и здоровья доверяющихся самозванным целителям страдальцев.

Народная медицина, несомненно уступает современной по объему и качеству оказываемой помощи, а также в подавляющем большинстве случаев и по эффективности. Но она произрастает на «свободных территориях», не освоенных современной медициной, имеет собственные объективные основания, круг приверженцев и пациентов, и потому способна приносить реальную пользу при разумном взаимодействии с современной научной медициной. Однако у культурных людей не должно быть иллюзий относительно перспектив развития разных ветвей медицинского знания. Продление срока и повышение качества человеческой жизни, прогресс в борьбе с болезнями, особенно до сих пор неизлечимыми, сулит только наукоемкая, рационализированная медицина западного типа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий